Картина маслом, балерина репетирует танец

Репетиция

Серия картин о балете и балеринах

Холст, масло 45/50 см. 12000 RUB

 

Картина маслом, балерина репетирует танец
Репетиция. Холст. масло 45 х 50 см

Самым интересным для любителей балета является процесс репетиций любимых артистов. Как правило, он скрыт от глаз зрителя, поэтому любопытство возрастает.

Сколько раз балерина репетирует вариацию?

Как выглядят артисты без грима?

В какой одежде они репетируют?

Когда под фонограмму, а когда под живой аккомпанемент?

Все эти вопросы остаются почти без ответов. Поэтому особенно интересно читать об этом, смотреть фотографии с репетиций в социальных сетях балерин нашего времени.

Как правило, прежде чем начинаются сольные репетиции, у всей труппы проходит класс. Это экзерсис у станка и на середине зала, знакомый всем с первых лет обучения в балетной школе, святая святых. Проводится он с целью поддержания формы, обязателен для всех, поэтому в некоторых театрах даже отмечают присутствующих по списку. Без класса артист балета не может начать свой день.

Класс может быть отдельно мужской и отдельно женский, но не исключены и совместные занятия.

Совместный женский и мужской класс проводит Борис Акимов. Большой театр
Класс проходит под аккомпанемент концертмейстера. Это позволяет останавливать музыку, повторять заново, менять темп — обо всем этом может попросить педагог перед началом комбинации.

Педагог задаёт каждый раз новую комбинацию отдельного упражнения экзерсиса, делая это или на личном примере у станка, или терминами классической хореографии. И вот комбинация задана, педагог говорит концертмейстеру:

-Можно!

Это знак, что сейчас зазвучит музыка и начнётся комбинация, а значит артистам нужно быть готовыми вовремя вступить.

Если что-то пошло не так, и педагог не нравится исполнение, он может остановить музыку и концертмейстера словом «спасибо». А затем уточнит детали, расставит акценты.

Но, конечно, самое интересное — репетиции солистов.

Каждому, кто исполняет сольные партии, назначается педагог — репетитор, с которым они готовят партии и проводят очень много времени вместе в репетиционном зале. На протяжении творческой жизни у солиста может быть как один, так и несколько репетиторов. Например, Ульяна Лопаткина начинала сольную карьеру с Ольгой Моисеевой, затем её педагогом стала Нинель Кургапкина, а в конце сценической карьеры — Ирина Чистякова.

Процесс репетиции один на один с педагогом очень важный, а значит не может быть простым.

Он утомителен не сколько из-за физической нагрузки, а сколько из-за постоянных остановок и поиска идеальных решений для исполнения того или иного элемента. Пусть лексика танца одна и та же для всех, но каждый артист по-своему добивается отличного результата. И чтобы найти идеальный способ исполнения, поиск идёт постоянно.

Ольга Моисеева репетирует с Ульяной Лопаткиной
В зеркале артист может зафиксировать и оценить статичную позировку, но без чуткого взгляда педагога выявить несовершенства в движении невозможно — только точные замечания, указание на ошибки позволяет приблизиться к идеалу.

Педагог-репетитор останавливает музыку, когда нужно сделать замечание по поводу только что исполненного элемента. После всех комментариев артист пробует ещё и ещё, пока хороший результат не будет достигнут. Затем вариация или фраза повторятся им сначала с учётом всех замечаний. Если все исправлено, можно двигаться дальше. И так до бесконечности, а точнее — до следующего сложного элемента, который нужно отработать.

Во время репетиции некоторые педагоги сидят у зеркала и только делают замечания, и этого бывает достаточно. Другие могут подходить, показывать лично или исправлять прямо на артисте.

Диана Вишнева вспоминает, что в начале своей карьеры могла подолгу репетировать одно и то же движение, если оно не получалось, а педагог и концертмейстер терпеливо ждали. Иногда педагог позволял ей оставить элемент и подождать до завтра, пока «уложится» в теле. Но Диана не сдавалась: ей нужен был результат сегодня или никогда. Вишнева не скрывает, что в такие моменты часто дело доходит до слез, появляется чувство безысходности, с которым сложно справиться.

Ульяна Лопаткина вспоминает процесс репетиций как «интересный труд». Балерина сравнивает процесс репетиций с рисованием: поиск точных линий, соблюдение рисунка танца, бесконечный поиск идеала. И всегда это ученический труд, потому что когда прима — балерина приходит в репетиционный зал, она опять становится ученицей.

Когда сольная партия готова, из репетиционного зала переходят на сцену. Назначаются сводные репетиции с кордебалетом и оркестром, в костюмах.

Все сольные вариации разных артистов согласовываются с дирижером и оркестром. Можно договориться и попросить где-то замедлить темп, где-то ускорить. Это тоже очень трудоёмкий процесс с постоянными паузами и множеством уточнений. Но это необходимо, чтобы все сработали во время спектакля сообща, чтобы все было исполнено точно и музыкально.

И все равно спектакль остаётся непредсказуемым, может произойти все, что угодно. Поэтому артист должен быть мобилизован абсолютно и готов ко всем неожиданностям. Именно поэтому и нужны такие тщательные репетиции в зале, чтобы на сцене чувствовать себя свободно и уметь достойно выходить из сложных ситуаций.

Author: Admin