Развитие монументального Белорусского искусства на примере городского ансамбля Минска.

Развитие монументального Белорусского искусства на примере городского ансамбля Минска.

Белорусское монументальное искусство – это полноценный сегмент богатой культурной истории страны. Наибольшее развитие оно получило в советский период. Объекты монументального искусства есть во всех крупных городах Беларуси, но самые крупные и интересные формы расположены в Минске.

Белорусское монументальное искусство в начале 20-го века

Это связано с некоторыми историческими фактами. В послереволюционный период – Минску, в кратчайший срок, предстояло стать из провинциального города Российской Империи столицей Союзной Республики. Что выделить такую резкую смену статуса – монументальное искусство, как максимально несущее эмоциональное и идеологическое воздействие на человека, подходило лучше всего. Новые идеи требовали массового воздействия на сознание населения, а при обширной неграмотности, именно наглядность выходила в авангард социалистической агитации.

Имея в своем распоряжении достаточное количество творческих людей, восторженно встретивших утопические идеи построения нового общества, правящая власть сформировала обширный государственный заказ на создание монументальных элементов пропагандистского направления.

Лидер, устроивших октябрьский переворот, большевиков – В.И. Ленин ставил в пример утопический «Город Солнца» придуманный в XVII веке Томаззо Кампанеллой, где все стены были украшены фресками, которые служили для образования молодежи в интересах утопического общества.

После одобрения на самом высоком уровне, революционные художники романтики приступили к художественному оформлению еще лежащих в развалинах, после кровавой Гражданской войны городах. Всевозможные памятники известным и малоизвестным революционным деятелям, авангардистские композиции и классические триумфальные арки – всё это возводилось в большом количестве, но из-за плохого качества материала, они практически не уцелели.

Революционные художники романтики

Отдельным пунктом монументального искусства того времени, было оформление праздничных демонстраций и агитационных митингов. Праздников, по поводу которых было принято собирать народ и радоваться было с десяток в году. И вот к ним художники, часто и с мировым именем, рисовали декорации, украшали фасады зданий и создавали монументальные живописные панно.

Не могло это обойти и молодую социалистическую республику. Еще вовсю бушевала Гражданская война, не было продовольствия и топлива, а в Наркомате просвещения Литовско-Белорусской Республике в 1919 году создается Отдел Художеств. На который, возложена задача руководства и контроля оформления городов в новом прогрессивном стиле, отвечающем задачам построения нового общества и замены старых буржуазных канонов архитектуры и искусства на светлые идеалы построения социализма. Кроме теоретической идеологической нагрузки, отдел занимается созданием профильных творческих мастерских, распределяя скудные ресурсы в виде продовольственного пайка. В руководстве отдела часто были люди случайные, с отсутствием каких либо знаний в этой сфере.

С этим и связано полифоничность искусства того периода, когда в хаосе художественного оформления городов побеждал не лучший проект, а тот чей автор мог идеологически обосновать свою творческую идею, какая бы она безумная не была.

Например, художник В. Дмитриев, руководитель спец-мастерской, при Отделе Художеств призывает в оформлении не подстраиваться под существующую застройку, а с пролетарской яростью сметать буржуазную капитальную архитектуру, чтобы на её место поставить агитационную композицию из жести, папье-маше и фанеры.

Кроме местных талантов к художественному оформлению Минска привлекали отдельные персоны и из Москвы. Так будущий создатель первых советских мультфильмов Михаил Цехановский, в начале 20-х годов, к годовщине образования РККА, соорудил в центре Минска монумент красноармейцам, в натуральную величину. И выполнил его в духе кубизма из подручных материалов. К удивлению автора, работа была не понята ни местными жителями, ни военнослужащими минского гарнизона и вскоре была демонтирована.

Не сохранился и бюст Карлу Марксу, который торжественно был открыт в 1922 году в центре Минска. Автор работы питерский художник, работающий в Первом Белорусском Драматическом Театре – Константин Елисеев. Судя по сохранившимся фотографиям, памятник имел нестандартное пластическое и композиционное решение.

Работы периода Гражданской войны и начала 20-х годов, в основном, отличались преобладанием революционной агитации и пропаганды, над художественной ценностью. Часто города были украшены примитивными произведениями самодеятельных авторов, имеющие в своём активе лишь набор правильных идеологических символов. Но среди плевел, встречались и достойные экземпляры, к сожалению, почти все они были уничтожены во время оккупации БССР Германией в 1941-1944 годах. Но, в общей массе, большинство монументальных работ того времени было выдержано в плакатной стилистике и представляло собой различные вариации оформления, времен активной исторической фазы борьбы за советскую власть.

В 1929 году проходит Первая Все-белорусская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Это было большое агитационное мероприятия, которое длилось три месяца. Его целью было познакомить максимальное число жителей республики с достижением новых форм производственных отношений. Для этой цели был возведен целый временный городок на площади более 65 гектаров. Лучшие архитекторы и художники БССР оформляли более 40 тематических павильонов, посвященных всем основным отраслям республиканской промышленности и сельскому хозяйству. Среди них были знаковые для Белорусской СССР имена –А.Бембель, З.Азгур, А.Глебов, И.Ахремчик и другие талантливые мастера. Этот опыт пригодился, при строительстве павильона Белорусской СССР, в 1939 году, на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке в Москве. Монументальные панно и скульптурные композиции выгодно отличали это сооружение, от построенных другими советскими республиками.

Минск, как выставка достижений монументального искусства

В 1927 году происходит объединение творческих сил в Все-белорусское объединение художников, филиалы которой открылись во всех областных городах. В это же время совершенствуются образовательный процесс в искусстве. Открываются первые художественные школы . А сотни молодых белорусов обучаются в лучших художественных образовательных учреждениях Москвы и Ленинграда.

Довоенное развитие монументально – декоративной живописи связано с возведением в Минске крупнейших комплексов общественно культурных зданий – Дома Правительства на площади Ленина и Дома Красной Армии по улице Красноармейской. Построенные практически без применения механизмов, вручную, в условиях постоянного острого дефицита основных строительных материалов,эти здания стали выставкой достижений монументального искусства 30-х годов. В Доме правительства использовали многочисленные настенные росписи, созданные белорусскими мастерами под руководством знаменитого автора художественной «ленинианы» ленинградца Исаака Бродского. Многофигурные рельефные изображения украсили вестибюли и холлы огромного здания. Тематика была революционная борьба и мирное социалистическое строительство. Здесь трудился целый коллектив скульпторов под руководством маститых И.Лангбарда, М. Манизера и М. Керзина. Была в главном правительственном здании довоенного Минска и целая скульптурная галерея деятелей мирового коммунистического движения и видных большевиков от К. Маркса до лидера БССР А. Мясникова. Каким -то образом в эту компанию попал и писатель- гуманист Н. Чернышевский.

Дом Красной Армии, в отличие от Дома Правительства был больше спортивно-зрелищным комплексом с первоклассным театральным и спортивным залом и первым в республике крытым плавательным бассейном. Монументальные панно «Кросс» и «Физкультурный парад» талантливого мастера советского «ню» Александра Дейнеки придавали гимнастическому залу элемент европейской раскованности. Площадку огромной парадной лестницы украсила настенная роспись московских художников «Чапаев».

Период расцвета Белорусского монументального искусства

Все эти элементы монументального искусства значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны но уже до конца 40-х годов были в основном кропотливо восстановлены.В послевоенный период, полностью разрушенный город заново застраивался, и долгое время новые объекты монументально-декоративного искусства не были востребованы. Но уже в 50-е годы возводится монумент Победы.

Обелиск открытый в 1954 году является значимым монументальным комплексом, из серого гранита обильно украшенный большими бронзовыми горельефами на тематику войны, созданные лучшими скульпторами 50- х годов А. Глебовым, С. Селихановым, З. Азгуром, А. Бембелем. Монумент на 38 метровой высоте украшен массивной копией ордена Победы изготовленного из бронзы и смальты.

Уже во второй половине 50-х годов белорусские мастера монументальной живописи расширяют палитру материалов для художественных решений своих работ. Росписи потолка в большом вестибюле или ёлочном зале Минского ТЮЗа, выполнены в технике темперной росписи по левкасу, непосредственно в 8 декоративных клемах плафона. Их авторы И. Ахремчик и И. Давидович, в преддверии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, посвятили их теме «Дружба народов». Очень оптимистичные росписи отлично передают настроение радостного ожидания планетарного форума молодежи.

Интересна своим оформлением работа «Народные мастера». Ниша, в которой находится роспись обрамляет массивная лепнина. Из-за чего конференц-зал Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами в Минске кажется украшенным элементом станковой живописи.

Шестидесятые годы отличаются значительным подъемом монументально декоративного искусства. Это связано и с тем, что в 1961 году открывается отделение монументально декоративного искусства художественного факультета Белорусского государственного института. В то же время заканчивается эпоха чрезмерного украшательства архитектуры, так называемого «сталинского ампира» и художники-монументалисты начинают искать новые формы работы.

Среди заслуженных мастеров появляются художники, получившие послевоенное образование в в художественных ВУЗах Москвы и Ленинграда. Они более универсальны и пластичны в своем творчестве. Постоянно выходят из узких рамок жанрового творчества, их привлекают новые темы и новые материалы. Молодые белорусские художники стремятся найти универсальный симбиоз скульптуры, монументальной живописи и архитектуры.

Утерянная ныне работа «Героям октября» подтверждает эту тенденцию. Созданная художниками А. Кищенко, В. Стельмашонком, Г. Ващенко на нетипичном, для этого творчества, материале – картоне. Это была настенная роспись в интерьере Музея истории Великой Отечественной войны. Это огромная композиция была органично вписана в пространство – и являлось доминантой. К сожалению, мы её можем лицезреть только на кадрах фотохроники.

Тенденции архитектуры в 60-е годы, развитие панельного типового домостроения практически лишили возводимые здания пластических форм и полностью лишили индивидуальности. Художественный облик города значительно теряет свою привлекательность и выразительность.

Образцом монументальной живописи того времени были панно на тему социалистической культуры, украшавшие Минский Дворец культуры текстильщиков на улице Маяковского, построенного в 1965 году. Эти панно сохранились только на старых фотографиях, при реконструкции они были закрашены стилизованными под белорусский орнамент композициями.

В 1969 году создается секция монументальной живописи при Союзе Художников БССР. В 70-е годы в белорусской архитектуре появляется тенденция гуманизации архитектурной среды. Значительное внимание начинает уделяться цвету, деталям и фактуре для выразительности планируемых архитектурных ансамблей. Союз Архитекторов БССР предлагает художникам совместную работу по оформлению жилого микрорайона Восток-1, расположенного на центральной магистрали города. По замыслу градостроителей, архитектурный комплекс являлся доминантой на въезде в город с восточной стороны

. Огромные мозаики А. Кищенко украсили боковые фасады высотных точечных домов. Каждая из них рассказывала о городе, с позиций истории и развития. Гигантские работы из смальты «Город- воин», «Город культуры», «Город науки» и «Город-строитель» уже 40 лет привлекают въезжающих в Минск. Они смотрятся цветными декоративными вставками, а не произведениями монументальной живописи. Возможно автор и рассчитывал именно на такой эффект органичного вхождения в архитектурный ансамбль. Несмотря на споры, работа А. Кищенко является очень значимым городским художественным объектом.

Для того времени очень характерно, что дорвавшись до городских архитектурных ансамблей, художники-монументалисты перестали искать гармонию между своими работами и окружающим пространством. Они перестали ощущать ту тонкую грань между сбалансированной композицией и ярким пятном плоского декора.

Но были и удачные работы, особенно посвященные военной тематике. К таким относится очень сильная, в художественном и эмоциональном значении – настенная роспись М. Савицкого «Отечественная война. 1944 год» украсившая интерьер музея истории ВОВ в Минске.

Белорусские монументалисты выбирали между двумя тенденциями. Первая – органично включить своё произведение и подчинить его архитектурному ансамблю. Вторая, наоборот, противопоставить лаконичной архитектуре яркий, цветной, вызывающий акцент, который будет отрываться от архитектуры и восприниматься как отдельный объект. Пример такой работы яркое мозаичное панно «Октябрь» А Кищенко на стене проектного института. Работа интересна своей композицией и воспринимается, как объемная работа, где фигуры выплывают из глубины мозаики.

При строительстве гостиницы «Турист» белорусские художники уже смогли создать органичный симбиоз архитектуры и искусства. Комплексное решение внутреннего и внешнего оформления здания с большим применением стекла, керамики, смальты, текстиля – помогло создать оригинальный интерьер с учетом национальных традиций, а здание гостиницы с декоративным монументальным панно на героико-патриотическую тему сделать визитной карточкой микрорайона.

В тоже время встречаются спорные примеры встраивания монументальной композиции в окружающую городскую среду. Яркий пример такой работы огромный металлический барельеф «Солидарность» А. Арцимовича на фасаде конференц-зала Дома Моды на Немиге. Огромные нависающие фигуры над пешеходной частью дороги создают неоднозначное впечатление, хотя с художественной точки зрения, барельеф великолепный.

В 70-80 годы был расцвет декоративной монументальной живописи. Огромное количество ресурсов было вложено в эти работы. Но, к сожалению, только единицы из них органично вписались в уютную городскую атмосферу Минска.

Оставьте комментарий