Городской пейзаж в русской живописи

Городской пейзаж в русской живописи

Городской пейзаж с видом МосквыГородской пейзаж в России появился значительно позже других европейских стран. Если в Италии и Голландии расцвет этого направлении пришелся на 17-18 век, то в Российской Империи художники начали активно зарисовывать архитектурные ансамбли двух столиц и некоторых других городов, лишь во второй половине 19 века.

Отечественный основоположник городского пейзажа

Основоположником этого направления стал Федор Алексеев, получивший блестящее художественное образование в Академии Художеств, а затем стажировавшийся в Венеции, где смог познакомится с творчеством школы венецианского пейзажа. В то время там творили истинные мастера Каналетто и Белотто.

Именно венецианские мотивы прослеживаются в первой крупной работе Федора Яковлевича «Вид Дворцовой набережной», которую он написал в самом конце 18 века в 1794 году. Он сумел первым из отечественных живописцев в своем полотне выстроить особую перспективу с диоганальной глубиной композиции.

Его картины привлекли внимание императорского дворца, и он получил заказы на создание работ, которые описывали не только городские панорамы Петербурга, но и живописные поселения южных регионов Российской Империи, архитектурные ансамбли Москвы. Многие свои работы он писал акварелями с натуры, некоторые из них переносил на холст. В его картинах того периода — конец 18 века и первая четверть 19 века, явно просматривается влияние классицизма. Современная Беларусь и город Минск, также входили в состав Российской империи на тот период. Городские пейзажи и виды достопримечательностей Минска .

В городских пейзажах Москвы просматривается немного хаотичная, с беспорядочной застройкой — живописная и по-азиатски пестрая, купеческая Москва. Она очень отличается от геометрически строгого холодного европейского Петербурга. На работах «Вид Московского Кремля и Каменного моста» или «Вид Боярской площади в Кремле» ярко видны эти отличия. Федор Алексеев также преподает в Императорской Академии Художеств, у него появляются свои ученики, рисующие в похожей манере. Двоих из них И.В. Мошкова и А.М. Кунявина он привлекает к созданию, так называемого «Портфеля» живописных видов Москвы. Эти акварельные эскизы приобрели огромную ценность после большого московского, уничтожившего большинство зданий, пожара 1812 года, так как были самым полным собранием работ, изображающих «допожарную» Москву.

Литография и графика городского пейзажа

Толчком к дальнейшему развитию городского пейзажа, послужила растущая популярность в первой половине 19 века – литографии. Литографированные виды северной столицы и окрестностей Санкт – Петербурга К.Бегрова, К.Саббата, А Мартынова, созданные 20-30 годах 19 века, отличались классической графической манерой и показывали строгую и лаконичную красоту архитектурных ансамблей. Кроме художников акварельные и карандашные этюды выполняют и русские архитекторы. Эти работы интересны тем, что на них изображаются не только существующая застройка, но перспективные проекты. Типичный образец такого видового рисунка – «Здание Главной обсерватории» в Пулково Александра Брюллова. Представляет значительный интерес точно выверенные рисунки зданий Санкт-Петербурга архитектора Андрея Воронихина и графика московского архитектора Осипа Бове.

Романтический городской пейзаж

К середине 19 века романтизм сменяет классицизм в отечественной живописи. В жанре городского пейзажа – это ярче всего проявляется в работах Максима Воробьева и его учеников. В этих картинах есть место и живописному описанию природных явлений : сумерки, гроза, закат, свет луны. Это придает налет таинственности и загадочности городским видам. Панорама ночного залитого лунным светом Петербурга в картине Максима Воробьева «Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» — это яркое свидетельство этого направления. Даже маринист Иван Айвазовский создал полотно в стиле романтического городского утреннего пейзажа «Вид на Москву с Воробьевых гор», где древний город освещает солнце на рассвете.

Городской пейзаж в 20 веке

К концу 19 века художники, рисующие городские виды уходят из центра города на окраины. Типичный образец таких картин — «Московский дворик» написанный Василием Поленовым. Апполинарий Васнецов на рубеже двух веков создает ряд полотен изображающих Московский Кремль. Наиболее известные из них «Красная площадь» и «Кремль».

После революции направление городского пейзажа расцветает. Многие художники рисуют в этом жанре: Аристарх Лентулов, Николай Крымов, Юрий Пименов, Константин Юон, Дмитрий Налбандян и многие другие. Городские виды написаны в разных художественных стилях и выходят за границы крупных городов. Многочисленные члены Союза Художников СССР создают десятки тысяч картин изображающих города от Петропавловска-Камчатского до Бреста.

Оставьте комментарий